Общая основа возможности кризисов - противоречие между частным
характером производства и общественным характером потребления произведенной
продукции. Несмотря на то что предприятие производит товары с детальным
изучением возможности их реализации и на эти цели тратятся огромные денежные
средства, в ряде случаев выпущенная на рынок продукция не находит конкретного
покупателя.
Заданные источники подразделяют кризисы предприятий на две
основные группы: эндогенные и экзогенные. Эндогенный кризис возникает внутри организации в результате ошибочного
управления или ведения учета, например низкое качество, ошибочные финансовые
программы. Для его выявления необходимы дополнительные исследования в области
маркетинга и менеджмента на основе внутреннего анализа. Экзогенному кризису организация подвергается извне по не зависящим от не
причинам - высокий уровень инфляции, крайне высокие проценты по кредитам,
недостаток рабочей силы, перебои с сырьем, нестабильность налоговой системы и
так далее. В данной ситуации необходимо отраслевое исследование рынков ссудного
капитала, рабочей силы, экономического климата и т.п.
Формально возможность экономических кризисов возникла с переходом
от непосредственного обмена продуктов к товарному обращению посредством денег.
Две формальные возможности кризисов заложены в противоречиях между товаром и
деньгами. Первая возможность кризисов связана с функцией денег как средством обращения. Продажа
одного товара не означает одновременной покупки другого, как это было при
непосредственном обмене товара на товар (схема: товар - товар). Покупка другого
товара может произойти значительно позже и в другом месте. Разрыв во времени и
пространстве акта купли и акта продажи содержит первую возможность задержки
процесса реализации и возникновения кризиса перепроизводства. Возникает
затоваривание, недостаток свободных денежных средств и другие проблемы, что и
вызывает кризис. Вторая возможность кризисов связана с функцией денег как средства платежа. В
этом случае также происходит разрыв во времени между актом купли товара в
кредит и актом платежа за него. Покупатель к моменту истечения срока его
долгового обязательства может оказаться неплатежеспособным.
Продажа товаров в кредит и рассрочку получает всеобщее
распространение. Неплатежеспособность в таких ситуациях может оказать влияние
на всю хозяйственную жизнь общества. Разрыв между продажами и покупками, а
также срыв погашения долговых обязательств делают наступление кризиса
возможным. При этом функция денег как средства обращения и платежа содержат в
себе только возможность кризиса, но не являются причиной, неизбежно порождающей
кризис.
В условиях простого товарного производства возможность кризисов
была ограниченной. Главной причиной являлась продажа товара, как правило, на
местных рынках. Локальные затруднения в его реализации не вызывали расстройства
всего общественного производства. Противоречие между четкой организацией
производства в отдельных организациях и стихийностью производства в обществе в
целом приводит к нарушению пропорции воспроизводства и экономическим кризисам.
Даже образование транснациональных корпораций не в состоянии преодолеть это
противоречие. Сознательное регулирование экономики в масштабе государства
оказывается затруднительным, а в ряде случаев невозможным.
Периодически возникающие экономические кризисы представляют собой
способ временного разрешения противоречий между частным характером производства
и общественным характером потребления. Возникновение кризисов в значительной
мере влияет на фактическое протекание экономических процессов, когда за
прогрессом следует регресс и кризис.
|